Геополитика ядерного оружия

Автор: | 08.05.2017

Автор George Friedman, Xander Snyder, and Chyenne Ligon//MauldinEconomics.com

Ядерные бомбы имеют странное качество: это оружие, на которое страны тратят огромные суммы денег, но на самом деле не намерены их использовать. Хотя химическое оружие часто использовалось на войне, ни одна страна не взорвала ядерную бомбу со времени окончания Второй мировой войны.

Ядерное оружие относится к собственной категории. Его эффективность исходит из его способности сдерживать агрессию, поскольку потенциал для массового опустошения заставляет страны переосмыслить действия, которые угрожают основным интересам национальной безопасности противника. Поэтому государства вряд ли будут применять ядерное оружие друг против друга. Однако риск ядерной атаки увеличился бы, если бы они попали в руки негосударственных субъектов, которые следуют с другими целями не обязательно учитывают защиту определенной территории.

В настоящее время в девяти странах имеется ядерное оружие с различными системами доставки. В следующих графиках описываются страны, обладающие ядерным оружием, а также некоторые государства, способные их производить. Они также показывают, как это оружие изменило те ограничения, с которыми сталкиваются страны в своих геополитических расчетах.

Текущие ядерные державы

Эта карта освещает три аспекта глобального ядерного арсенала.

Первое — это различие между развернутым и резервным оружием. Развернутое ядерное оружие уже прикреплено к системе доставки и готово к использованию. Боеголовкам в резерве все еще требуется этот последний шаг, прежде чем они могут быть доставлены.

Второй аспект — три системы доставки, которые включают ядерную «триаду»: наземные ракеты (обычно баллистические ракеты, но иногда также крылатые ракеты), подводные ракеты (БРПЛ) и оружие, перевозимое воздушными судами (обычно бомбардировщики, но иногда и крылатые ракеты, загруженные на истребители или истребители-бомбардировщики). Баллистические ракеты наземного базирования, особенно межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), обеспечивают быстрый удар. БРПЛ обладают потенциалом возмездия в случае уничтожения арсенала баллистических ракет наземной базы в ходе первого удара. Боеголовки на самолетах более гибкие, поскольку бомбардировщики могут быть отозваны после отдачи приказа на удар, но они медленнее достигают своей цели, чем ракеты (за исключением случая, когда бомбардировщики уже находятся в полете, а их цель находится поблизости). Каждая ядерная страна имеет различное сочетание возможностей доставки, но только США и Россия, как известно, окончательно обладают полной триадой, в то время как Китай и Индия, только создают ее.

Третий аспект — большая часть глобального ядерного оружия, поделена между  Соединенными Штатами и Россией. В настоящее время в США около 4 480 боеголовок, а в России — 4500. Эти цифры включают в себя как стратегические боеголовки (которые предназначены для нанесения ударов по объектам, расположенным далеко от любого гипотетического поля битвы), так и нестратегические или тактические боеголовки (которые предназначены для использования вблизи поля боя и, как результат, обычно менее эффективны). Однако размер этих арсеналов бледнеет по сравнению с пиковыми запасами каждой страны в период «холодной войны»: в 1967 году у США было 31255, а у Советского Союза в 1986 году было 40,159.

На протяжении «холодной войны» доктрина взаимного гарантированного уничтожения требовала достаточно большой силы, которая позволила бы осуществить массированное возмездие, даже если первый удар устранил бы значительную часть ядерного арсенала страны. Кроме того, в течение большей части холодной войны системы доставки не были особенно точными, что требовало, чтобы ядерное оружие имело очень большие уроны, чтобы надежно ударить по цели, которая могла находиться на расстоянии от точки детонации (многие водородные бомбы имели мощность в несколько мегатонн). Поскольку точность систем доставки улучшилась, для обеспечения надежной угрозы сдерживания потребовалось меньшее количество ядерных боеголовок, что привело к сокращению арсеналов обеих стран.

Ядерное оружие коренным образом изменяет отношения между странами, поскольку каждая страна вынуждена более серьезно думать о императивах безопасности своих противников. Разработка понимания этих императивов имеет решающее значение для избежания ядерного возмездия. В то время как в холодную войну произошло несколько «горячих» войн и других напряженных моментов, ни одна из них не переросла в прямую конфронтацию между Советским Союзом и США.

Для более свежего примера рассмотрим случай с Северной Кореей, которому на прошлой неделе было уделено много внимания из-за недавних испытаний ракет и ожиданий очередного ядерного испытания. Это бедная страна, чья ядерная программа позволила ей повысить свой вес на международной арене и вынудить сверхдержавы приблизиться к ней, хотя и с большой осторожностью. Способность сдерживания Северной Кореи будет устранена в тот момент, когда она использует ядерное оружие, что было бы сродни совершению самоубийства.

Хотя Иран, как представляется, прекратил свою ядерную программу в соответствии с планом мы решили включить его в третью карту, чтобы обсудить геополитические последствия иранского ядерного прорыва.

Бывшие ядерные державы

В нескольких странах были программы ядерного оружия или оружия, которые впоследствии были остановлены. Три фактора способствовали этому: изменения в геополитических условиях, которые уменьшали необходимость в ядерном сдерживании, давление со стороны крупной державы, которая предоставляла гарантии под своим собственным ядерным зонтиком, и внешнее вмешательство, которое привело к уничтожению программ вооружений.

Белоруссия и Украина унаследовали ядерное оружие, когда Советский Союз распался в 1991 году. Беларусь осталась с 81 боеголовками и ассортиментом нестратегического ядерного оружия. В Казахстане было 1410 ракет с ядерными боеголовками. Украина осталась с 1900 стратегическими боеголовками и примерно 3000 нестратегическими ядерными вооружениями, что делало ее третьей по величине ядерного арсенала в мире. Все три страны подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и вернули оружие России к середине 1990-х годов для демонтажа.

Южная Африка является единственной страной, которая самостоятельно разработала свое ядерное оружие и впоследствии лишилась его. Правительство, выступавшее за апартеид, занималось разработкой ядерной энергии и вооружений с 1960-х по 80-е годы, в конечном итоге производя шесть ядерных бомб. В 1989 году программа была прекращена по мере того, как апартеид подошел к концу и правительство Ф. де Клерка передало власть Африканскому национальному конгрессу. Оружие и связанные с ним объекты были демонтированы, а Южная Африка подписала ДНЯО в 1991 году. Два события повлияли на решение Южной Африки. Соглашение 1988 года между Кубой, Анголой и США привело к выводу 50 000 кубинских войск, которые были размещены в Анголе во время холодной войны и поддерживались Советским Союзом. Опасность советского вмешательства, которую эти войска создавали в 70-е годы, была одной из главных причин, по которой Южная Африка в первую очередь развивала ядерные возможности. Во-вторых, Южная Африка взвесила издержки и преимущества присоединения к ДНЯО и поняла, что улучшение отношений с миром более чем компенсирует полезность от бомбы после того, как кубинские войска были выведены, а Советский Союз больше не представлял угрозы.

Аргентина и Бразилия — две из семи других стран, которые отказались от своих ядерных программ еще до приобретения ядерного оружия. Они обе тайно преследовали возможности иметь ядерное оружие начиная с конца 60-х до начала 70-х годов. К началу 90-х годов обе страны отказались от своих программ и подписали Договор о нераспространении.

Южная Корея и Тайвань имели секретные ядерные программы в 70-е годы, которые были обнаружены международной разведкой. Обе программы были впоследствии расформированы — Южная Корея в 1975 году, когда она подписала ДНЯО, а Тайвань — в 1988 году в результате дипломатического давления со стороны США.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке, Ираке, Сирии и Ливии у всех были активные программы ядерного оружия. Иракская ядерная программа была насильственно демонтирована после войны в Персидском заливе, а Ливия добровольно отказалась от своей секретной ядерной программы в 2003 году под руководством Муаммара Каддафи.

Ядерные амбиции Сирии никогда не прогрессировали настолько, насколько это позволяли ее соседи, но считается, что они обладали обогащенным ураном и строили исследовательский реактор с помощью Северной Кореи. В 2007 году израильские воздушные удары вывезли из Сирии реактор, приостановив ядерную программу на неопределенный срок.

Ядерная задержка

Когда страна не имеет в настоящее время ядерного оружия, но имеет мирную ядерную программу, которая может быть использована для производства ядерного оружия, говорят, что она находится в состоянии «Ядерная задержка». Для создания ядерного оружия страна должна иметь технические знания и возможности, доступ к материалам и хорошо развитый промышленный сектор. Из 31 страны, которые имеют атомные электростанции, мы определили пять важных стран, для которых приобретение ядерного оружия радикально повлияло бы на отношения как с их региональными соседями, так и с глобальными державами. Эти страны располагают технологическими и экономическими ресурсами для разработки ядерного оружия и, вероятно, будут играть основную роль в крупных геополитических событиях в течение следующего десятилетия.

Иранские ядерные амбиции привели к интенсивным переговорам с Западом. В 2015 году переговоры привели к подписанию Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA), который показал, что Иран откладывает свою ядерную программу на определенный период времени в обмен на выгоды, включая освобождение от санкций. Однако, если Иран будет продолжать тайно обогащать уран и разрабатывать ядерное оружие, несмотря на JCPOA, это изменит баланс сил в регионе. Иран получит новую, асимметричную власть по отношению к своим суннитским соперникам и заставит Израиль пересмотреть стратегию которая включают в себя упреждающие удары.

Япония имеет большие запасы плутония для гражданского использования и уже обладает технологиями по обогащению урана и переработке плутония. Оценка времени прорыва в Японии варьируются от шести месяцев до нескольких лет. Альянс Японии с Соединенными Штатами до сих пор удерживал ее от разработки ядерного оружия, поскольку она знает, что может рассчитывать на США для обороны. Однако прогресс Северной Кореи в ее ядерной программе может заставить Японию пересмотреть свое решение. Ядерная Япония поставит под угрозу желаемую гегемонию Китая в этом регионе и заставит ее проявлять большую осторожность в своих действиях в южно-китайских и восточно-китайских морях. Южная Корея и Тайвань продвигают гражданские ядерные программы и технические знания, которые могут быть перенаправлены в оружейные программы. Они также нуждаются в защите от региональных угроз. Поскольку Северная Корея, похоже, приближается к обладанию ядерной боеголовкой, правительство Южной Кореи обсуждает приобретение ядерного оружия. Тайвань находится в подобном же положении. Его суверенитет находится под угрозой со стороны материкового Китая, обладающего ядерным оружием. Тайвань мог бы рассмотреть вопрос о разработке ядерного оружия, чтобы воспрепятствовать стремлению Китая полностью вернуть остров. Однако Южная Корея и Тайвань обеспокоены эскалацией, поэтому вместо этого предпочитают полагаться на ядерную гарантию, обеспечиваемую их союзом с США.

С другой стороны мира находится Германия. Германия — высокоиндустриальное государство с гражданским ядерным потенциалом. В настоящее время она защищена ядерным зонтиком НАТО со стороны США и европейских ядерных держав (Франция и Соединенное Королевство). Она также связана международным договором и не занимается разработкой оружия. Тем не менее, не исключено, что Германия будет рассматривать возможность разработки ядерного оружия для сдерживания России, если она поставит под сомнение верность Америки.

Заключение: Каждая страна имеет красную черту, из-за которой ее императивы в области безопасности будут под угрозой и она будет вынуждена ответить силой. Без достаточного сдерживания потенциальные противники подвергаются меньшему риску, когда они проверяют, где именно находится эта линия. Однако внесение ядерного оружия в эти расчеты вынуждает агрессора действовать осторожно, поскольку риск массированного возмездия велик. Это сложный баланс, когда добавление ядерного оружия одной стороной само по себе является актом, нарушающим императивы безопасности другого.

Теперь мир смотрит на Северную Корею по этой же причине: Соединенные Штаты находятся в процессе решения, пересекли ли последние события в ядерной программе Северной Кореи эту границу и, если да, то какаой должен быть соответствующий ответ. Хотя США не угрожают непосредственно ядерным оружием (на основе нынешнего понимания технологий баллистических ракет), безопасность ее союзников будет поставлена ​​под угрозу северокорейской бомбой. Страхи англичан и французов о том, что США не смогут выполнить свои ядерные гарантии, распространены в Европе. Аналогичным образом, если азиатские союзники США сомневаются в надежности своей гарантии, риск распространения ядерного оружия в регионе будет возрастать.